МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №37" г. Кемерово
|
|
|||||||
Независимая оценка качества образования (НОКО)
Вы можете оставить мнение о нашей организации. Чтобы оценить условия осуществления
образовательной деятельности, наведите камеру Вашего телефона и отсканируйте QR-код.
Перейдя по ссылке, Вы сможете оценить условия осуществления образовательной деятельности
Круглосуточный телефон доверия экстренной психологической помощи в г. Кемерово 8 (3842) 57-07-07
|
Персонализированное образование «Опыт, вызовы, перспективы»
Калмыкова И.В., заместитель директора по УМР, Дударева А.А., учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Кемерово
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о персонализированном образовании. Ежедневно нам приходится сталкиваться с множеством задач, «львиную долю» которых можно решить через цифровую образовательную среду, частью которой является школьная цифровая платформа от Сбербанка. Ключевые слова. Персонализация, образование, цифровая платформа, целеполагание, шкалированные цели, оценивание. Современная система образования ставит перед нами амбициозные цели. Ежедневно нам приходится сталкиваться с множеством задач, «львиную долю» которых можно решить через цифровую образовательную среду, частью которой является школьная цифровая платформа от Сбербанка. Персонализированное образование – это способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором учащийся выступает субъектом учебной деятельности. Учащийся имеет возможность планировать собственную образовательную траекторию, ставить или выбирать значимые для себя учебные цели, нет привязки ко времени и темпу обучения, выбирать те или иные задания, способы их решения и проверки, работать индивидуально и в группе, мотивировать себя и других. Что же такое школьная цифровая платформа?
Программа учебного предмета построена как совокупность и последовательность учебных модулей. Модуль — относительно самостоятельная единица образовательной программы, в которой реализуется одна или несколько учебных целей. Модуль может быть как основной (в рамках реализации программы курса), так и дополнительный (представляет собой информацию, которая расширит знания учащихся по предмету, выходя за страницы учебника). Целеполагание – одно из «больных» мест педагогической деятельности. А насколько привычным для нас является целеполагание в повседневной жизни? Ведь это требует затрат времени и значительных усилий. Гораздо проще и удобнее жить «как придётся» – в соответствии с обстоятельствами и сложившимися стереотипами. Таким образом, возникает проблема обучения школьников приёмам построение образовательной траектории, выбору стратегии её достижения, оцениванию результатов деятельности. Все эти задачи можно успешно решать через школьную цифровую платформу СберКласса. Умение ставить конкретные, достижимые, измеримые цели (методика SMART) и достигать их – важнейшая способность человека. Формальный подход при постановке цели, их расплывчатость и неопределённость приводит к непониманию учащимися – зачем, для чего учиться? Ученик может работать эффективно только тогда, когда цели образования становятся задачами его собственной учебной деятельности, он понимает их смысл, способен оценить свои трудозатраты и в итоге определить – достигнуты они или ещё нет. Учебные цели по предметам являются важнейшим элементом системы. Поэтому учебные цели формулируются на языке учащегося, делаются прозрачными даже до начала освоения содержания, чтобы учащийся мог стать субъектом учебного процесса, контролировать свое учение. Кроме того, траектории учащихся на платформе реализуются благодаря целям, которые выступают как узловые точки для построения маршрута. Наконец, учебные цели служат образовательным стандартом для объективного оценивания достигнутых результатов. Платформа нацелена на персонализацию, так как ученики с разными потенциальными способностями. В персонализированной модели применяется шкалированные цели, где выделяются три уровня образовательных результатов: 2.0, 3.0, 4.0. Уровень 1.0 является мотивирующим, используется для актуализации знаний и проверки готовности к дальнейшему погружению в тему, не содержит образовательных результатов. Уровень 2.0 – уровень усвоения, простейшего понимания. Это не механическая репродукция - например, учащийся не просто выучил термин, а может объяснить его значение, привести пример. Действия по образцу, применение формул и алгоритмов. Уровень 3.0 – целевой результат, на который направлено изучение модуля. Анализ и понимание, которое можно применить к разным примерам и обстоятельствам. Элементы более сложного действия. Уровень 4.0 – исследование, проектирование, перенос достигнутых образовательных результатов в другую область, синтетическое (охватывающее разные темы в рамках одного предмета) или междисциплинарное умение. Применение знаний в практических ситуациях. Важно отметить, что ребенок сам выбирает себе уровень. Вопрос оценивания – один из самых дискуссионных в школе. Что важнее: процесс или результат? Оценка стимулирует или демотивирует? Как переводить оценку в отметку? Поиски ответов на эти вопросы породили разные системы оценивания. В персонализированной модели образования мы ориентируемся на развивающее (формирующее) оценивание. Оно помогает учителю смотреть на процесс обучения ученика в целом, а ученику – определить, где он находится (на каком уровне), куда он хочет двигаться и что ему для этого необходимо. Основополагающей в системе оценивания в персонализированном образовании является обратная связь. Её качество, частота и своевременность могут увеличить результативность работы педагога. Персонализированная модель предлагает передать часть функций обратной связи самим учащимся и платформе, что способствует экономии времени и сил учителя для осуществления точечной и качественной обратной связи. Таким образом, в персонализированном обучении на платформе на данный момент применяются 4 вида оценивания:
Каков же должен быть рефлексивный ответ на внедрение персонализированной модели образования? В идеале – сформированная гибкая система обучения, воспитания и развития, которая позволяет: поддерживать у ребёнка живой интерес к учёбе, стимулировать желание непрерывно учиться; формировать исследовательское и проектное мышление; использовать «цифру» — отбрасывать лишний избыток информации, классифицировать, анализировать, верифицировать; использовать мощь искусственного интеллекта для хранения, обработки и аналитики цифровых данных; адаптировать предложение, создавать продукт исходя из запросов конкретного человека, создавать условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий; развивать способность к командному взаимодействию, развивать культуру совместной деятельности в урочных и внеурочных процессах. Цифровая платформа как инструмент персонализации в образовании |
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №37" © 2024 |